Наличие интереса к
учебному предмету является необходимым условием процесса обучения. Чем выше
интерес, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. При низком
интересе обучение становится формальным, а его результаты хуже. Отсутствие его
приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и полной потере
приобретенных знаний, навыков.
В среднем звене часто в одном классе обучаются одаренные учащиеся
и дети с низкой мотивацией учения. И развить интерес у одних, поддержать
у других – вот проблема учителя,
работающего в разноуровневых классах. Поэтому нам, учителям математики, есть
над чем подумать.Работа
в отобранных классах среднего звена, профильных классах не менее проста. Как
важно не погасить интереса к предмету, а выработать у учащихся стремление к
самостоятельному поиску. Решение
этой проблемы я, прежде всего, начинаю с веры в ученика, в его потенциал.
Поставить интересы ученика, его индивидуальные особенности и возможности в
центр обучения с целью подготовить творчески мыслящего человека – одна из
главных педагогических задач. Я верю, что каждый ученик по-своему талантлив,
даже если этот талант раскрывается не в учебной деятельности. На своих уроках я
открыто показываю им, что верю в них, причем в каждого в отдельности. Для меня
математика, обучение математике не цель, а средство, совершенствовать личность
ученика. Поэтому для меня важно давать возможность каждому расти на столько, на
сколько он способен.
Много внимания уделяю
созданию обстановки комфортности, атмосфере уважительности друг к другу на
уроках и в других взаимоотношениях. И обстановка эта складывается порой не
сразу, здесь важны многие вещи, в том числе и так называемые мелочи. На уроках
стараюсь обращаться к ученикам по именам, а не по фамилиям. Кроме того, ученики
при ответе с места на уроке не встают, а отвечают сидя, что, по-моему, снимает
с учеников излишнюю напряженность.
Считаю, что
установленные правила на уроке, дисциплина, построение взаимоотношений с
учащимися – составляющее прочного усвоения знаний, а отсюда и интереса к
предмету. Если ребенок чувствует себя в «безопасности» на своем месте, нужным
окружающим – он не может стать дисциплинарной проблемой. Поэтому для меня
важно, как себя чувствует ученик на уроке. А для этого он должен иметь
возможность выражать свои чувства.
Придерживаюсь мнения,
что дисциплина должна основываться на чувстве, а не на контроле и подавлении.
Такой подход требует умения отделять человека от его поступка, действия.
Реакцией на нарушение каких-либо правил чаще становится фраза: «Мне не
нравится, как ты поступил, но я уверена в том, что такое не повторится, потому
что я в тебя верю». Кроме того, часто напоминаю ребятам при любом нарушении:
будь то забытая тетрадь, невыполненное домашнее задание или ошибка в задаче –
ошибиться в праве каждый, главное не остаться при своей ошибке. Поступок -это
результат чувств, важно понять эти чувства и научиться с ними обращаться. Даже
если необходимо наказание, учителю вовсе необязательно быть судьей, достаточно
быть просто выразителем общепринятых норм, нарушенных учеником, поэтому в
общении с учеником стараюсь не оказаться с ним, так сказать, «по разные стороны
баррикад».
«Относись к другим так,
как тебе хочется, чтобы относились к тебе». Учащийся – прежде всего человек, а
не субъект образовательного процесса. Для меня это важный принцип на уроке,
который позволяет избегать манипуляций в общении с учеником. Стараюсь решать
все вопросы с самими учащимися, не обращаясь без крайней нужды к помощи
родителей, пресекаю доносы учеников друг на друга, попытки наушничества. Ко
всем учащимся независимо от их внешнего вида, достоинств и недостатков, от их
успеваемости независимо от того, как они себя сейчас ведут, предъявляю
одинаковые требования. Но учитель может предъявлять требования к учащимся
только тогда, когда требователен сам к себе. Поэтому много работаю над собой, совершенствуюсь,
анализирую свои действия, открыто признаю свои ошибки перед учащимися, мне не
стыдно попросить прощения перед ними в случае своей вины. Серьезно отношусь к
подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, спецкурсам. Участие и победа педагога в различных конкурсах педагогического мастерства дают право учителю доказать
ребятам, что учитель требователен к самому себе, а значит, имеет право предъявить и им, ученикам,
определенные требования. Думаю, видя как старается учитель, учащиеся стараются выполнять его требования. Старание учителя без старания ученика
ничего не значит. Старание – это обоюдный процесс, только тогда можно говорить
о решении поставленных педагогических задач.
Считаю, что вышеизложенные
принципы взаимоотношений учащихся с учителем решают судьбу интереса к предмету.
|